Сайт учителя-логопеда Борисовой Натальи Валентиновны

Родителям

16 октября 2014

Этапы развития речи у ребенка от рождения до года

От рождения до 3 месяцев Ребенок гулит, когда радуется. Звук, который он при этом издает, обычно напоминает «аххх». От 2 до 3 месяцев Ребенок по-разному плачет в разных ситуациях. Как только вы получше узнаете своего ребенка, вы сможете различать, когда он плачет от голода, а когда из-за того, что устал. От 3 до 4 месяцев Ребенок произносит в основном гласные, но гуление становится более сложным, в нем слышны разные звуки. От 5 до 6 месяцев Ребенок тренирует интонацию, повышая и понижая голос, часто в ответ на детскую речь или на выражение вашего лица. Примечание: если к 6 месяцам ребенок не научится произносить гласные звуки, проконсультируйтесь с врачом. От 7 до 12 месяцев Ребенок начинает лепетать, воспроизводя новые комбинации звуков и интонации. Он старается подражать вашей речи, совмещая согласные и гласные звуки (например, «ба-ба»). Ребенок пытается разговаривать, «отвечая» на ваши реплики.

Этапы развития речи у ребенка от года до трех

12 месяцев В этом возрасте ребенок произносит первое слово. Он достаточно хорошо знает от одного до пяти слов, чтобы использовать их в речи. 14 месяцев Ребенок использует интонацию (например, повышает голос в конце вопроса — «еще?») и сопровождает свою речь жестами. Примечание: если к 15 месяцам ребенок не будет произносить ни одного слова, проконсультируйтесь с врачом. 16 месяцев Ребенок не просто болтает и бормочет, но в большинстве случаев обращается к кому-либо. Он зовет вас, чтобы привлечь ваше внимание («мама!»), кивает и крутит головой, подразумевая «да» или «нет». Ребенок произносит такие согласные звуки, как «т», «д», «н», «в» и «х». 18 месяцев У ребенка в словарном запасе от пяти до двадцати слов, включая существительные («мама»), глаголы («есть») и прилагательные («холодный»). Он использует общие фразы («хочу игрушку»), чтобы выразить свои просьбы. От 18 до 24 месяцев Ребенок начинает складывать фразы из двух слов («папа иди», «молоко пролил»). 24 месяца Ребенок знает от 150 до 300 слов. Он использует предложения из двух-трех слов и делает многочисленные паузы («Малыш…упал!», «Я иду… в садик?»). От 2 до 3 лет Ребенок может вести простой разговор о чем-нибудь, что его окружает. Он часто задает простые вопросы. Ребенок строит более длинные фразы, используя от трех до шести слов. Его словарный запас увеличивается до 450 слов, включая глаголы. Он употребляет прошедшее время, добавляя к глаголам окончания «л» или «ла», а также образует множественное число существительных. Ребенок правильно использует местоимения (я, она, мы). Внимание: если ребенок в 2 или в 3 года повторяет ваши вопросы вместо того, чтобы на них отвечать, сообщите об этом врачу. Это может быть ранним признаком задержки развития речи.

Этапы развития речи у дошкольника

От 3 до 4 лет Ребенок может одновременно говорить и играть. Он знает примерно 800-1000 слов. К любимым словам ребенка относятся «почему», «что» и «кто». В большинстве случаев можно понять, что говорит ребенок. Он может рассказать, что произошло в комнате, пока вас не было. Внимание: вам может показаться, что ребенок заикается, если от волнения он запинается на словах. Это нормально. Тем не менее, если это будет продолжаться больше шести месяцев, или если он начнет напрягать челюсть или гримасничать, пытаясь произнести слова, попросите у врача направление к логопеду. От 4 до 5 лет Ребенок легко общается и расширяет свой словарный запас до 2000 слов. Он может пересказать простой рассказ по картинкам — с вступлением, серединой и концом. Ребенок может описать картинку четырьмя-пятью предложениями, правильно употребляя большинство грамматических элементов. Ребенок правильно произносит большинство звуков (хотя трудности могут вызывать звуки «р» и «л»). Он употребляет в своей речи много описательных слов, включая слова, обозначающие время, например, «вчера».

Этапы развития речи у школьника

От 6 до 7 лет Ребенок может описывать, чем схожи и чем различаются два предмета, пересказывать истории или события без помощи картинок, а также воспроизводить содержание прошлых бесед и событий. 8 лет К этому возрасту ребенок владеет всеми звуками речи, а также может варьировать скорость речи, высоту и громкость голоса. Он правильно использует сложные предложения и может вести разговор со взрослыми.

Указанные этапы не имеют строгих, четких границ. Каждый из них плавно переходит в последующий. Для правильного и своевременного развития речи необходимы определенные условия. Ребенок должен быть

  • Психически и соматически здоровым
  • Иметь нормальные умственные способности
  • Иметь нормальный слух и зрение
  • Обладать потребностью в общении
  • Иметь полноценное речевое окружение

  Логопедия является одним из разделов специальной педагогики – дефектологии. Это наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении. Термин «логопедия» в переводе с греческого языка означает «воспитание речи».

Различают 2 формы речи: внешнюю (устную, письменную) и внутреннюю (речь «про себя»).  Полноценное усвоение письма и письменной речи тесно связано с уровнем развития устной речи. При недоразвитии речи, как правило, возникают нарушения письма и чтения  различной тяжести. Развитее ребенка представляется в нескольких аспектах, связанных с постепенным овладением языком:

  • Развитие фонематического слуха и формирование навыков произнесения фонем русского языка.
  • Овладение словарным запасом, грамматикой и слоговой структурой слов
  • Овладение смысловой стороной речи.

 

Причины речевых нарушений.

  • различный внутриутробные патологии (токсикоз при беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др,). Наиболее грубые дефекты речи возникают при нарушении развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев.
  • Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного мозга вследствие нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям.
  • Различные заболевания в первые годы жизни ребенка.
  • Травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга.
  • Наследственные факторы. В этих случаях нарушения речи могут составлять лишь часть общего нарушения нервной системы и сочетаться с интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
  • Неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности, нарушения эмоционально-волевой сферы и дефициту в развитии речи.

Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты выявляются только при поступлении ребенка в школу или же в младших классах, их бывает трудно компенсировать, что отрицательно сказывается на успеваемости. Если же отклонения обнаруживаются у ребенка ясельного и дошкольного возраста, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышают вероятность полноценного обучения в школе.

http://www.babycenter.ru/

 http://abvgd.russian-russisch.info/txt/logo/rr6.html

 

Комментарии:

Екатерина Еремина
написано 22 октября 2014 в 06:06:11
3
Доброго времени суток, уважаемая Наталья Валентиновна. Нашему Егорушке 1 год и 7 месяцев. Очень хочется получить консультацию по поводу "неговоримости" сына. Он тычет пальчиками на предметы и протяжно ноет, чтоб заполучить желаемое. С чего начать? Чем помочь сыну?

Ответить

Екатерина Еремина
написано 11/05/14 в 03:23:06
1
Спасибо за подробную консультацию по почте, изменения в общении уже начали происходить. Будем держать Вас в курсе событий.

Ответить

Борисова Наталья Валентиновна.
написано 11/15/14 в 18:27:51
1
Екатерина Еремина, Вам необходимо в первую очередь обратиться за консультацией к неврологу. Причиной задержки речевого развития чаще всего являются поражения нервной системы ребенка в период беременности мамы, в период родов или в раннем возрасте ребенка (в первые месяцы жизни). На данном этапе необходимо оказать Вашему сыну медицинскую помощь. А совет логопеда будет таким: стимулируйте речевую активность малыша: вызывайте произношение им любых звуков, слогов, звукоподражаний. Не стремитесь выполнять его просьбы сразу же после показа им указательного жеста. Читайте ему книги, рассматривайте картинку, не ограничивайте общение с другими детьми. можно выполнять артикуляционную гимнастику в занимательной форме, играть в пальчиковые игры. Желаю успехов в развитии Вашему малышу!

Ответить

Дарья Мусина
написано 01 сентября 2016 в 17:49:44
1
Здравствуйте Наталья Валентиновна, подскажите пожалуйста как заниматься с ребенком дома?

Ответить

Борисова Наталья Валентиновна
написано 09/01/16 в 18:27:59
1
Дарья Мусина, благодарю за вопрос.Итак, вы решили самостоятельно начать заниматься со своим ребенком до того, как у вас появится возможность получить квалифицированную помощь. Прежде чем начать занятия, подготовьте всё, что может вам понадобиться. 1. Большое настольное зеркало, чтобы ребенок мог контролировать правильность выполнения им упражнений артикуляционной гимнастики. 2. «Лото» различной тематики (зоологическое, биологическое, «Посуда», «Мебель» и т.п.). Хорошо также приобрести муляжи фруктов, овощей, наборы небольших пластмассовых игрушечных животных, насекомых, транспортных средств, кукольную посуду и т.д. (или хотя бы картинки) 3. Разрезные картинки из двух и более частей. Вашим хобби до окончательной компенсации недоразвития речи у ребенка должно стать коллекционирование различных картинок, которые могут пригодиться в процессе подготовки к занятиям (красочные упаковки от продуктов, журналы, плакаты, каталоги и пр.) Заведите дома большую коробку, куда вы будете складывать свою «коллекцию». 4. Для развития мелкой моторики приобретите или сделайте сами игры: пластилин и другие материалы для лепки, конструктор, шнуровки, счетные палочки и т.д. 5. Тетрадь или альбом для наклеивания картинок и планирования занятий. Основная трудность для родителей – нежелание ребенка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей – игровая. Все занятия должны строиться по правилам игры! Можно «отправиться в путешествие» в Сказочное Королевство или в гости к Незнайке. Плюшевый мишка или кукла тоже могут «побеседовать» с малышом. Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Не переживайте! Ваши старания не пройдут даром, и результат занятий обязательно проявится. Советы логопеда 1. Для достижения результата необходимо заниматься каждый день. 2. Ежедневно проводятся: игры на развитие мелкой моторики, артикуляционная гимнастика (лучше 2 раза в день), игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха, игры на формирование лексико-грамматических категорий. Количество игр – 2-3 в день, помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики. 3. Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания. 4. Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой. 5. Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15 – 20 минут. Позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время. 6. Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту. «Когда же можно все успеть?» - спросите вы. 7. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном. Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами. Желательно, чтобы тема литературного произведения совпадала с лексической темой недели. 8. Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. 9. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их. 10. Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова. 11. Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии. Можно адаптировать (упрощать) сложные игры, если ребенок не воспринимает их в том виде, в каком они будут предложены вам. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня! Терпения вам и успехов!

Ответить

Дарья Мусина
написано 01 сентября 2016 в 18:32:54
0
Спасибо за подробный ответ!

Ответить

Ирина Анатольевна
написано 10 января 2017 в 16:56:45
0
Здравствуйте, Наталья Валентиновна. Мой внук иногда путает слоги. Например, подушка - допушка, самолет - мосалет. Дочь говорит, что это нормально, подрастет, поймет, как правильно говорить. На папу иногда говорит она, на сестру - он. Эти вещи как-нибудь взаимосвязаны? И как это исправить?

Ответить

Наталья
написано 10 января 2017 в 17:34:08
0
Здравствуйте, Ирина Анатольевна! К сожалению, вы не сообщили возраст вашего внука. Надеюсь, что все-таки он дошкольник. Но в любом случае ему необходима помощь логопеда. Речевые нарушения, указанные вами - нарушение слоговой структуры слов и недостаточная сформированность грамматического строя речи, являются распространенными у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР). Для их коррекции (исправления) необходима кропотливая систематическая работа, которая включает в себя ряд этапов, направленных на развитие фонематического слуха ребенка (умение различать звуки речи), воспроизведения ритмического рисунка слов, восприятие и воспроизведение ритмических структур (изолированных ударов, серии простых ударов, серии акцентированных ударов),развития умения делить слова на слоги. Работа по формированию грамматического строя речи также трудна и состоит из ряда последовательных этапов. В Ваших силах стараться исправлять ошибки ребенка и обязательно посещать занятия с логопедом либо в детском саду, либо в детской поликлинике. Желаю успехов в преодолении речевых недостатков Вам и Вашему внуку!

Ответить

Оставить комментарий: